Илья Тарасов: “Инновационный бизнес способен успешно решать задачи импортозамещения в ВПК”

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Илья Тарасов: “Инновационный бизнес способен успешно решать задачи импортозамещения в ВПК”О возможностях российского бизнеса в решении задач импортозамещения и развития инновационных процессов ВПК, а также успешном опыте реализации важных проектов для авиационной, космической и судостроительной отраслей рассказал генеральный директор Группы компаний «Композитные решения» Илья Тарасов.

– Илья Владимирович, задачи, поставленные государством, и реальная обстановка в экономике делают крайне важным обеспечение технологической независимости российской оборонной промышленности и экономики в целом. Это прерогатива не только государственных структур, но и бизнеса. Насколько мы знаем, Группа компаний «Композитные решения» активно участвует в данных процессах?

 – Действительно, сложившаяся ситуация требует от всех участников – и власти, и госкомпаний, и бизнеса – разработки и внедрения эффективных инструментов для развития компетенций в высокотехнологичных отраслях, в том числе в разработке новых композитных материалов для военных и гражданских нужд.

Предприятия, входящие в состав Группы компаний «Композитные решения», работают на рынке несколько лет, что позволило сформировать необходимый базис для развития отечественных технологий. Это высокоэффективная альтернатива зарубежным технологиям, которая не зависит от курса валют и внешнеполитической обстановки.

В частности, нашим конструкторским бюро был выполнен проект по проектированию и созданию оборудования для производства изделий из полимерно-композиционных материалов. Заказчиком выступил ведущий российский разработчик морского подводного оружия и подводно-технических средств специального назначения Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» (Санкт-Петербург).

Реализуя этот проект, мы решали задачу по снижению импортозависимости технологической линии, что, в свою очередь, привело к снижению уровня использования зарубежных комплектующих до 50% процентов. Остались именно те комплектующие, российских аналогов которых нет.

Отмечу также, что это не конечный показатель – мы непрерывно работаем в данном направлении с российскими разработчиками и производителями комплектующих. Цель – достичь максимальной локализации производства оборудования для работы с композиционными материалами.

– Импортозамещение – лишь один из драйверов развития инновационных процессов, в том числе по созданию новых материалов. В целом, насколько в настоящее время композитная индустрия готова решать задачи развития судостроения, авиационно-космической отрасли?

 – Композитная отрасль в рамках мирового рынка – это 12 млн тонн продукции в год, где доля российских производителей составляет менее одного процента. При этом рынок, представленный такими отраслями, как авиация, космос и судостроение, формирует растущий спрос на новые композиционные материалы. Так, на сегодняшний день содержание композиционных материалов в составе современных самолетов уже превышает 50%.

Опыт Группы компаний «Композитные решения» включает работу над проектом ЛМС 9/19 (пассажирский самолет вместимостью 9 и 19 мест) для ФГУП «Сибирский НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина». В настоящее время с помощью поставленного нами оборудования и трансфера передовых мировых технологий уже построено так называемое «черное крыло» из углепластика, и изготовлен самолет-демонстратор.

В рамках прошедшего в 2015 году Санкт-Петербургского Морского салона Группа Компаний «Композитные решения» представила свои инновационные разработки для судостроения и гидроагрегатов: узлы трения скольжения с высокими триботехническими характеристиками на основе углепластиков. С применением данных узлов были созданы уникальные конструкции движительно-рулевых, выдвижных комплексов и судовых гребных валов.

Один из главных факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество антифрикционных углепластиков, – значительный экономический эффект за счет экономии на внеплановых ремонтах, связанных с преждевременным выходом из строя узлов трения. Так, замена бакаута на углепластик в подшипниках судовых гребных валов увеличивает ресурс в три раза и существенно сокращает стоимость ремонта.

– Предприятия российской «оборонки» в большинстве своем имеют историю, исчисляемую десятилетиями. Накладывает ли этот факт некий отпечаток на их восприимчивость к всевозможным новациям и активность в процессах модернизации производств?

– Для ВПК характерна вертикальная интеграция, подразумевающая и собственные конструкторские бюро при предприятиях, и целые отраслевые НИИ. Конечно, частному бизнесу сложно попасть в эту цепочку. Но у бизнеса, работающего на узкоспециализированном рынке, помимо отраслевой принадлежности есть такие преимущества, как высокая гибкость, оперативность, драйв.

Опыт Группы компаний «Композитные решения» в этом плане показывает, что нам под силу решать задачи как по модернизации существующих технологических линий и отладке производств, так и по созданию новых производств с «нуля».

Например, по заказу КБ «Луч» (Рыбинск) мы осуществили проектные работы с последующим оснащением цеха для производства беспилотных летательных аппаратов из композитных материалов.

В Красноярском крае для ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва (ОАО «ИСС») наша компания провела работы по модернизации производства композиционных материалов. Если более детально, мы обновили парк гидравлического оборудования для горячего прессования композитов, участвовали в поставке новых автоклавов, а также выполнили интересный проект по внедрению системы контроля качества композиционных материалов.

Эта система, предназначенная для осуществления контроля качества послойной выкладки композитов, имеет в своем составе наше ноу-хау, благодаря которому на данном этапе исключается возможность попадания инородных предметов. Как результат – отсутствие брака в выпуске конечной продукции. Это важный момент в производстве деталей высокой степени ответственности в космической и авиационной отраслях. Кстати, аналогичный проект мы выполнили для Казанского вертолетного завода.

– Вы рассказали о технологической интеграции частного бизнеса в решении задач ВПК. Однако исходя из специфики оборонной отрасли, мы полагаем, что данный процесс ограничен всевозможными барьерами.

– Да, трудностей много. И в части организации процесса оборонного заказа, и в части его исполнения. В последнем случае основная проблема – в замкнутости системы взаимодействия внутри цепочки из отраслевых институтов, разработчиков и исполнителей, вписаться в которую частному бизнесу очень сложно.

На своем опыте взаимодействия с предприятиями судостроения, для которых мы выполняем обработку некоторых комплектующих из полимерно-композиционных материалов, мы столкнулись с тем, что банально не можем получить заготовки от производителя, хотя все этапы согласования с заводом-заказчиком уже пройдены и наша компания внесена в поставочные ведомости.

Очевидно, что необходимо снижать уровень влияния монополистов на определенные материалы, технологии, так как диктуемая ими ценовая политика и качество исполнения заказа, в частности по срокам, не соответствуют объективной ситуации.

Мы надеемся, что эта проблема станет очевидной на всех уровнях, в том числе законодательном. В конечном счете, снижение таких барьеров позволит выполнять заказы для ВПК на более высоком уровне.

Источник: «Новый оборонный заказ», 2016 №1(38)

Другие новости