Илья Тарасов: «В условиях, когда обстановка требует оперативных действий, трансфер технологий может стать работоспособным инструментом импортозамещения. Особенно в реальном секторе экономики».
Глава Группы компаний «Композитные решения» (известной по торговой марке Carbon Studio) – о перспективах импортозамещения в сфере производства полимерных композитных материалов, о формировании в Санкт-Петербурге полноценного композитного
– Известно, что импортозамещение во многих отраслях производства упирается в технологическую отсталость предприятий. Можно ли преодолеть это отставание? Какие инструменты здесь надо применить?
– Действительно, вот уже год все говорят про реализацию программ импортозамещения, но никто не называет реально работающих инструментов. Мы (в своем композитном секторе) долго наблюдали за этим, анализировали и в конце концов поняли: один из реально работающих инструментов импортозамещения – трансфер технологий. Современные технологии – это как раз то, чего зачастую не хватает российским предприятиям. Зато в ряде случаев у инвесторов есть возможность купить соответствующие наработки и внедрить их на базе существующих мощностей, чтобы тут же наладить выпуск продукции (что, собственно, и является импортозамещением). В этом смысле всегда лучше покупать технологии, нежели готовую продукцию.
– О таком формате, как покупка лицензий, известно со времен СССР – или в последнее время к этому прибавились и другие рабочие схемы?
– Здесь есть разные варианты – как технические, так и юридические. Всегда нужно смотреть на потребности конкретного предприятия. Скажем, у нас уже есть такой опыт в своем секторе: мы давно сотрудничаем с разными крупными предприятиями, у нас есть алгоритм предоставления таких услуг и есть несколько готовых реализованных проектов для предприятий ВПК. Так, для одного такого предприятия, связанного напрямую с морскими вооружениями, мы за девять месяцев разработали и построили машину для производства полуфабриката полимерно-композиционных материалов. По их техзаданию разработали полностью новую, современную машину (причем в ней были использованы и российские комплектующие – например, специальные электродвигатели во взрывобезопасном исполнении). Собственно, трансфер – это и есть использование всех мировых передовых решений. Нам, как поставщикам оборудования, это хорошо знакомо. Мы стажировались на всех западных заводах по нашему профилю. И теперь без ложной скромности можем сказать, что готовы разрабатывать сходные технологии, но уже силами своего собственного КБ. Мы всегда идем от конкретного задания. Можем купить лицензию (или помочь ее купить), а можем сами разрабатывать и поставлять технологические линии. И это также является передачей технологий. Так, мы сотрудничаем с ФГУП «Сибирский НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина»: за короткий промежуток времени спроектировали оснастку для проекта ЛМС 9/19 (пассажирский само- лет вместимостью 9 и19 мест). На поставленном оборудовании уже построено так называемое черное крыло, то есть крыло из углепластика, мало того, уже есть летающий демонстратор этого самолета. Пожалуй, для нас это самая масштабная и интересная работа за последние полтора года.
– Когда мы говорим об импорте технологий, сразу вспоминаются «секторальные санкции».
– Да, нам приходится приспосабливаться к условиям. Но бизнес есть бизнес: наши европейские партнеры зачастую сами предлагают нам логичные схемы, безболезненные и для них, и для нас, разумеется, с соблюдением существующего законодательства. – У нас есть информация о ваших переговорах с концерном Airbus. О чем идет речь? – Предполагается, что на базе нашей компании будет отрабатываться практическая часть технологий Airbus в России (в том, что касается производства композитов). Однако в числе документов о партнерстве нами подписан и договор о неразглашении конфиденциальной информации, так что раскрыть все факты я пока не могу. Тем не менее, многие технологические решения можно будет увидеть уже на нашей конференции 9 июля, которая пройдет при информподдержке вашего издания. Кстати, ее тема – как раз «Трансфер композитных технологий как инструмент импортозамещения».
– Нам также известно, что ГК «Композитные решения» начала сотрудничество с Центром кластерного развития Санкт-Петербурга. Увидим ли мы эффективный композитный кластер?
– Мы всегда чувствовали себя самодостаточной компанией и не вступали ни в какие союзы. Но здесь сложилась обратная ситуация. Сегодня мы рассматриваем наше участие в петербургском композит- ном кластере именно как возможность сделать его более эффективным, правильно организованным. Дело вот в чем: не так давно мы посещали так называемую Композитную долину – CFK Valley в городе Штаде (Stade, Германия). (Немецкой аббревиатуре CFK соответствует английская CFRP: Carbon-Fiber-Reinforced Plastics. – « Эксперт С-З ».) CFK Valley – идеальный кластер. Здесь в одном месте собраны все профильные компании, числом более 100 (включая Airbus на ул. Airbusstrasse. – « Эксперт С-З »). Там мы поняли, как подобная структура может работать – не только технологически, но и административно и политически. Мы приняли решение: постараться привить подобную идею у нас и сделать так, чтобы все эффективно работало. В значительной мере для этого мы объединили наши компании в одну группу – ГК «Композитные решения». Для нас это важное событие. Объединив наши усилия в рамках ГК, мы получим более работоспособную, эффективную структуру, способную решать масштабные задачи – в том числе и задачу импортозамещения.