Срочно требуется техническая революция

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn

TarasovИлья Тарасов: «В условиях, когда обстановка требует оперативных действий, трансфер технологий может стать работоспособным инструментом импортозамещения. Особенно в реальном секторе экономики»

Глава Группы Компаний «Композитные решения» (известной по торговой марке Carbon Studio) – о перспективах импортозамещения в сфере производства полимерных композитных материалов, о формировании в Санкт-Петербурге полноценного композитного кластера, а также о том, как потребности реального бизнеса могут оказаться сильнее «секторальных санкций».

– Известно, что импортозамещение во многих отраслях производства упирается в технологическую отсталость предприятий. Можно ли преодолеть это отставание? Какие инструменты здесь надо применить?

– Действительно, вот уже год все говорят про реализацию программ импортозамещения, но никто не называет реально работающих инструментов. Мы (в своем композитном секторе) долго наблюдали за этим, анализировали и в конце концов поняли: один из  реально работающих инструментов импортозамещения – трансфер технологий. Современные технологии – это как раз то, чего зачастую не хватает российским предприятиям. Зато в ряде случаев у инвесторов есть возможность купить соответствующие наработки и внедрить их на базе существующих мощностей, чтобы тут же наладить выпуск продукции (что, собственно, и является импортозамещением). В этом смысле всегда лучше покупать технологии, нежели готовую продукцию.

– О таком формате, как покупка лицензий, известно со времен СССР – или в последнее время к этому прибавились и другие рабочие схемы?

– Здесь есть разные варианты – как технические, так и юридические. Всегда нужно смотреть на потребности конкретного предприятия. Скажем, у нас уже есть такой опыт в своем секторе: мы уже давно сотрудничаем с разными крупными предприятиями, у нас есть алгоритм предоставления таких услуг и уже есть несколько готовых реализованных проектов для предприятий ВПК.

Так, для одного такого предприятия, связанного напрямую с морскими вооружениями,  мы за 9 месяцев разработали и построили машину для производства полуфабриката  полимерно-композиционных материалов. По их техзаданию мы разработали полностью новую, современную машину (причем в ней были использованы и российские комплектующие – например, специальные электродвигатели во взрывобезопасном исполнении).

Собственно, трансфер – это и есть использование всех мировых передовых решений. Нам, как поставщикам оборудования, все это хорошо знакомо. Мы стажировались на всех западных заводах по нашему профилю. И теперь без ложной скромности можем сказать, что мы готовы разрабатывать сходные технологии, но уже силами своего собственного КБ.

Мы всегда идем от конкретного задания. Мы можем купить лицензию (или помочь ее купить), а можем сами разрабатывать и поставлять технологические линии. И это также является передачей технологий. Так, мы сотрудничаем с ФГУП «Сибирский НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина»: за короткий промежуток времени спроектировали оснастку для проекта ЛМС 9/19 (пассажирский самолет вместимостью 9 и 19 мест), на поставленном оборудовании уже построено так называемое «черное крыло», т.е. крыло из углепластика, мало того – уже есть летающий демонстратор этого самолета. Пожалуй, для нас это самая масштабная и интересная работа за последние полтора года.

– Когда речь идет об импорте технологий, сразу вспоминаются «секторальные санкции».

– Да, нам приходится приспосабливаться к условиям. Но бизнес есть бизнес: наши европейские партнеры зачастую сами предлагают нам логичные схемы, безболезненные и для них, и для нас – разумеется, с соблюдением существующего законодательства.

– У нас есть информация о ваших переговорах с концерном Airbus. О чем идет речь?

– Предполагается, что на базе нашей компании будет отрабатываться практическая часть технологий Airbus в России (в том, что касается производства композитов). Однако в числе документов о партнерстве нами подписан и договор о неразглашении конфиденциальной информации, так что раскрыть все факты я пока не могу. Тем не менее, многие технологические решения можно будет увидеть уже на нашей конференции 9 июля, которая пройдет при информподдержке вашего издания. Кстати, ее тема – как раз «Трансфер композитных технологий как инструмент импортозамещения».

– Нам также известно, что ГК «Композитные решения» начала сотрудничество с Центром кластерного развития Санкт-Петербурга. Увидим ли мы эффективный «Композитный кластер»?

– Мы всегда чувствовали себя самодостаточной компанией и не вступали в союзы. Но тут сложилась обратная ситуация. Сегодня мы рассматриваем наше участие в петербургском Композитном кластере именно как возможность сделать его более эффективным, правильно организованным.

Дело вот в чем: не так давно мы посещали так называемую «Композитную долину» – CFK Valley в городе Штаде (Stade, Германия). (Немецкая аббревиатура CFK по-английски интерпретируется как Carbon Fiber Reinforced Plastics, CFRP. – Ред.). Это – идеальный кластер. Здесь в одном месте собраны все профильные компании, числом более ста (включая производство Airbus на ул. Airbusstrasse. – Ред.). Там мы поняли, как подобная структура может работать – не только технологически, но и административно и политически. Мы приняли решение: постараться привить подобную идею и у нас, и постараться сделать так, чтобы все эффективно работало. В значительной мере для этого мы объединили наши компании в одну группу – ГК «Композитные решения». Для нас это важное событие. Объединив наши усилия в рамках ГК, мы получим более работоспособную, эффективную структуру, способную решать масштабные задачи – в том числе и задачу импортозамещения.

Александр Егоров

Другие новости