Антифрикционные углепластики ФУТ и УГЭТ: свойства и применение

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Инжиниринговая компания «ИК-ТЕХНОЛОГИИ», входящая в Группу компаний «Композитные решения», в рамках Девятой международной специализированной выставки «Композит-Экспо», которая прошла 17–19 февраля 2016 года в Москве, представила углепластики УГЭТ и ФУТ — высокопрочные и износостойкие материалы, свойства и размеры которых не меняются при длительной эксплуатации в воде.

Углепластики УГЭТ и ФУТ являются высокопрочными,  износостойкими материалами,  не изменяющими свои размеры и свойства при длительной эксплуатации в воде,  имеют всю необходимую техническую документацию, согласованную с ОАО «Силовые машины» филиал «Ленинградский Металлический завод» и ЦКТИ им. Ползунова. (ТУ 5.966-11704-99 «Заготовки деталей трения из полимерных композиционных материалов», ТУ 5.966-11769 -2001 «Подшипники узлов трения из углепластиков для направляющих аппаратов гидротурбин»). ТУ 5.966-11704-99 одобрены Российским морским регистром судоходства. Материалы УГЭТ и ФУТ имеют сертификаты Российского Морского Регистра судоходства о типовом одобрении № 03.00167.010 и № 03.00168.010.

Углепластики УГЭТ и ФУТ обладают высокой ударопрочностью,  что исключает сколы,  растрескивания и другие повреждения узлов трения, работающих в условиях интенсивных ударных нагрузок.  Механически обрабатываются  на стандартном  металлорежущем оборудовании,  твердосплавным или алмазным инструментом.

Применение деталей трения из полимерных композитов со  смазкой  водой взамен  металлических со смазкой маслом позволяет повысить их ресурс,  упростить обслуживание  и  ликвидировать сложную систему смазки.

Узлы трения скольжения гидротурбин

Компания «ИК-Технологии» (Санкт-Петербург), обладающая компетенциями в области высокоточной механической обработки полимерных композиционных материалов, специализируется на производстве изделий из УГЭТ и Ф УТ углепластиков. Техпроцесс основан на собственных технологических решениях с применением современных обрабатывающих центров и инновационного режущего инструмента.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ И УЗЛОВ ТРЕНИЯ ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГЭТ И ФУТ

• судовые рулевые машины и устройства;
• опорные судовых гребные валы;
• судовые успокоители качки (интерцепторы);
• буровые платформы, в том числе механизмы погружения и подъема платформ;
• грузоподъемные механизмы (краны, лебедки, кран-балки).
• торцевые уплотнения вала гидротурбин;
• направляющие аппаратов гидротурбин;
• сервомоторы и рычаги механизма привода лопаток НА гидротурбин;
• дробилки, драги, экскаваторы и др;
• торцевые уплотнения насосов всех классов и назначений, перекачивающих воду, агрессивные среды, нефть, нефтепродукты, пластовую воду;
• блочно-полиспастные компенсаторы контактных сетей железных дорог;
• арматуры, в. т.ч. дисковые затворы трубопроводов Ду от 50 до 1200 мм.

tabl_2

СЕКТОРА ТОРЦЕВЫХ УПЛОТНЕНИЙ И ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛОВ ГИДРОТУРБИН ИЗ УГЛЕПЛАСТИКА ФУТ

Подшипники из углепластика ФУТ эксплуатируются при контактных  давлениях  до  5 МПа и скоростях скольжения до 40 м/с при смазке водой или маслами по контртелам из  стали, бронзы. Кратковременно,  в  течение 15 минут,  подшипник может работать без смазки (сухой выбег).

В 1996-2008 годах  комплекты секторов торцевых уплотнений из углепластика ФУТ были установлены более чем на 40 гидротурбинах в России, странах ближнего и дальнего зарубежья (Загорская ГАЭС, Цимлянская ГЭС, Ирганайская ГЭС, Сандудинская ГЭС (Россия), ДнепроГЭС (Украина), Днестровская ГЭС (Молдавия) Круонисская ГАЭС (Латвия), Нурекская ГЭС (Таджикистан), ГЭС Докан и Аль-Адаим (Ирак), Урра, Эра Дура, Вуэльта (Колумбия), Тери (Индия), Капанда (Ангола), Лос Караколес (Аргентина), Кан Дон, Тхак-Мо и Яли (Вьетнам),  Торул (Турция), Джердап-1 (Сербия), Эль-Кахон, Ла Еска (Мексика), Бахо де Мина (Панама) Карумба *Бразилия) и показали высокую работоспособность и износостойкость при эксплуатации.

Направляющие подшипника вала с секторами из углепластика марки ФУТ установлены на гидротурбинах Толмачевской и Юмагузинской ГЭС (Россия).

Сегменты радиальных уплотнений вала из углепластика ФУТ установлены на 3 гидротурбинах каскадов Кемских и Выгских ГЭС.

С 1988 г. углепластик ФУТ установлен и успешно применяется в крупногабаритных подшипниках гребных валов более 15 судов.

tabl_1

ПОДШИПНИКИ ЛОПАТОК И МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ЛОПАТОК НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА, ВТУЛКИ СЕРВОМОТОРОВ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГИДРОТУРБИН ИЗ УГЛЕПЛАСТИКА МАРКИ УГЭТ

Подшипники из углепластика УГЭТ эксплуатируются при контактных  давлениях  до  60  МПа и скоростях скольжения от 0,005 м/с до 0,5 м/с при смазке водой или маслами по контртелам из  стали,  титановых  сплавов. Подшипник может работать без смазывания «всухую» при скоростях до 0,2 м/с и нагрузках до 40 МПа..

С 1996 года углепластик УГЭТ применен и успешно эксплуатируется во втулках цапф лопаток направляющего аппарата, втулках сервомоторов, втулках, кольцах, план­ках механизма поворота лопаток, кольцах затворов на гидроагрегатах Волжской, Курейской, Усть-Илимской, Усть-Среднеканской, Братской, Иркутской ГЭС, Воткинской ГЭС, Волховской ГЭС, Каскадов Кольских и Нивских ГЭС, Камской ГЭС (Россия), Рижской и Плявинской ГЭС (Латвия), Нурекской ГЭС (Таджикистан), Чарвакской ГЭС (Узбекистан), ГЭС Ла Еска (Мексика), ГЭС Хоабин (Вьетнам), Нижнее-Черекской ГЭС, Зарамагской ГЭС, Кашкатау ГЭС (Северная Осетия).

Подшипники диаметрами до 1000 мм из углепластика УГЭТ эксплуатируются без замечаний более 15 лет на 20 судах в узлах трения рулевых устройств и рулевых машин.

Из углепластика марки УГЭТ изготовлены и успешно эксплуатируются антифрикционные накладки направляющих ножей интерцепторов (приспособлений для стабилизации движения судна при дифференте от носа к корме), сферические подшипники  крыльевого устройства, уплотнительные кольцо газовыхлопной трубы для скоростных судов нового класса (автомобильно-пассажирский паром проекта 1656, пассажирские суда проектов «WestFoil 25» и «SuperFoil 40»).

ПРИМЕНЕНИЕ УГЛЕПЛАСТИКОВ УГЭТ И ФУТ В УЗЛАХ ТРЕНИЯ НАСОСОВ

Антифрикционные  углепластики успешно эксплуатируются в подшипниках и торцевых уплотнениях насосов различных классов и назначений:

  • в центробежных насосных агрегатах для нефтегазодобывающей промышленности, в том числе насосов систем поддержания пластового давления типа ЦНСА 63 – 1000, ЦНСА 63-1800;
  • в крупногабаритных центробежных насосах внешнего контура АЭС Кудан — Кулам (Индия);
  • в центробежных насосах систем горячего и холодного водоснабжения и отопления (ЖКХ);
  • в вертикальных насосных агрегатах типа СДВ-9000 (1500 КВт) для систем «Водоканалов».
  • в электронасосах типа ЦН-287.
  • в конденсатных насосах типа ЦН-103/11, НЦВС-160/80 атомных ледоколов;
  • в морских поршневых насосах марок ЭНА-1, ЭНА-4, ЭНА-7 и др.;
  • в центробежных насосах химической промышленности марок 7ХII-9-6 и 4ХII-9-6;
  • в артезианских насосах Волжского гидроузла.

Другие новости