Отрасль
Авиастроение
Заказчик
Сибирский НИИ авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина
Крупнейшая за Уралом и одна из ведущих в России научно-исследовательская и испытательная база авиационной и космической отраслей страны

Группа компаний «Композитные решения» взяла на себя оснащение СибНИА высокотехнологичными композиционными материалами и оборудованием, а также внедрение передовых мировых разработок для создания самолета нового поколения с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками (ВПХ) и более низкой себестоимостью.

Проект получил название ТВС-2ДТ.

Содержание проекта

Самолет ТВС-2ДТ представляет собой демонстратор технологий, позволяющих достичь значительных преимуществ при разработке перспективного легкого многоцелевого самолета (ЛМС) на смену АН-2.

В задачу проекта входит демонстрация возможностей по созданию нового цельнокомпозитного высокомеханизированного крыла большого удлинения, а также новой авионики и силовой установки, которые позволят получить перспективные летно-технические характеристики. Для отработки технологий в качестве базового был использован самолет ТВС-2МС.

По предварительным оценкам высокомеханизированное крыло биплана ТВС-2ДТ с площадью, в 2 раза меньшей, позволило получить ВПХ, сопоставимые с самолетом АН-2.

Крыло разрабатывалось как элемент бипланной коробки крыльев ЛМС размерности АН-2 с взлетным весом до 8600 кг и с ВПХ, соответствующими АН-2. В ближайшем будущем планируется испытать ТВС в варианте «биплан», а также с новым хвостовым оперением, что позволит сформировать облик перспективного ЛМС на замену АН-2. Для этого получены значительные наработки в области аэродинамики, технологии изготовления композитных элементов, в авиационном оборудовании и в силовой установке.

Хронология проекта

Впервые идея создания новой машины, которая придет на смену АН-2, появилась у заказчика в 2009 году. Эта идея успешно реализована в 2010–2015 годах совместно с ГК «Композитные решения».

2010 год: начало сотрудничества СибНИА с ООО «АйПиГрупп» в сфере применения конструкционных композитных материалов (КМ) в малой авиации.

2013 год: первый коммерческий контракт:

  • разработка технологического процесса изготовления формообразующей размеростабильной температуростойкой оснастки из КМ предназначенной для производства изделий из препрегов;

2014 – 2015 год

  • проектирование и изготовление по французской технологии индустриальной печи THERMOStat SP-line-96 , размер 4000х8000х3000мм;
  • поставка индустриальной печи  France Etuves  XM08/2, 200C,  2000х4000х2000мм размеры рабочей камеры;
  • переговоры и проектирование автоклавного комплекса АТС 1600/15500 для полимеризации КМ.

Трансфер технологий

Работы, выполненные ГК «Композитные решения»:

  1. Изготовление и поставка оборудования для изготовления композитных изделий.
  2. Поставка материалов для производства оснастки и элементов конструкции самолета.
  3. Технология изготовления композитной матричной оснастки.
  4. Технология изготовления методом горячего формования препрегов (OOA -Out of Autoclave molding).
  5. Работы, выполненные «СибНИА»:
  6. Дизайн и проектирование.
  7. Изготовление и испытание образцов по стандартам MIL-HDBK-17и CMH17.
  8. Изготовление элементов конструкции и проведение испытаний.

Реализация трансфера технологий

  1. Сборка элементов крыла: лонжероны крыла, установка закрылка, сборка автоматического предкрылка крыл.
  2. Сборка кессонной части крыла: установка лонжеронов, установка панелей и носка крыла, сборка крыла замкнутого контура.

Результат

  1. Разработка, изготовление и испытание образцов по стандартам MIL-HDBK-17и CMH17;
  2. Разработка, изготовление, сборка и успешные испытания цельнокомпозитного высокомеханизированного крыла ЛМС для местных воздушных линий.

В перспективе для нового ЛМС будет спроектирован также композитный фюзеляж.